вторник, 22 марта 2011 г.

Interview with STAN Urban Roots

Почему STAN?
Имя литературного героя из книги, которую прочел когда был подростком.
Нравился и сам герой и звучание.

Когда и как пришел к граффити?
Очень банально. Слушал рэп, пробовал заниматься брейком (тогда говорили – танцевал хип-хоп). В 1997 в руки попал журнал Птюч с рубрикой от Да Буги Крю, тогда же привёз из поездки в Москву первый баллон. Поскольку рисовал с малых лет, просто органично продолжил своё увлечение хип-хопом через граффити. В Чебоксарах где я начинал, своеобразная позитивная творческая атмосфера, поэтому многие начинания проходили на «Ура». И в первый год своего увлечения я нарисовал больше чем за последующие 3-4 года в Нижнем Новгороде, куда переехал учится.

Помнишь свое первое знакомство с баллоном? Как это было и что нарисовал?
97 год. Банка американской краски с орлом (название не запомнил). Ранняя осень, ночь.
Написал «хип-хоп» и нарисовал рэппера в широких штанах и шапке на глаза.
В тот же день чуть не приняли менты. Отлёживался в кустах полчаса

Как реагировало окружение на твое занятие?
Взрослые скептически, сверстники в основном тоже. С годами отношение менялось в более позитивную сторону. Мама до сих пор не понимает.

Относишь ли граффити к искусству?
Нет. И готов доказать любому, что это не искусство.

Как считаешь на каком этапе развития сейчас Украинское (Российское ,Белорусское) граффити?
Сначала неплохо было бы определится какие есть этапы. Явно не начало и уж точно не конец. Вполне развитая, но не самобытная граффити сцена. Примерна такая же, как в большинстве стран Восточной Европы. Разумеется по уровню коммерциализации граффити мы сильно отстаём от Европы старой, но это обусловлено скорее экономикой, чем развитием граффити как такового.
По той же причине российская сцена более развитая, чем украинская и беларуская.
Их между собой сравнивать трудно, они довольно сильно отличаются. Если у беларусов мне очень нравится общий уровень и преобладание классического стиля в граффити, то у украинцев общий уровень сцены мне не нравится категорически, но при этом ярких, индивидуальных стилей больше, чем в Беларуси. Опять же «Интересни Казки» – наиболее самобытный и успешный граффити проект на пост-советском пространстве.

Какое отношение к стритарту и есть ли оно в У. Р. Б.?
С опаской. Мне не нравится когда идея превалирует над формой. Потому что через кривую форму нельзя передать никакую идею. Да и идеи зачастую настолько смешные, что можно было бы о них и умолчать. А стрит-арт, особенно отечественный, этим грешит очень сильно. Хотя единичные случаи, резко выбивающиеся из общей серой массы у нас есть. Но погоды они не делают к сожалению.
Поэтому стрит-арт не моя тема.

Когда кризис в творчестве, если он бывает, это для тебя тяжело? Как боришся с этим?
Вот на данный момент он самый и есть. Не знаю буду ли серьезно рисовать в новом сезоне. Бороться с такого рода вещами не умею. Либо переживу и само пройдёт, либо буду заниматься чем то другим. В этом году будет 14 лет моему граффити. Субъективно по ощущениям, это уже чересчур много.
Новых эмоций нет, старые приелись. Держит только общение. Это наверное самое главное, что может получить райтер от граффити вообще.

Кого бы выделил из отечественных и "зарубежных" райтеров?
Из старой всё ещё активной школы это Морик, Змок, Сплэш, Дзеник. Многие достойные персонажи уже закончили свою граффити карьеру, либо свели её к минимуму.
Более молодых гораздо больше : Мак13, Абер, Раско, Келс, Акем, Кислоу, Колба, Вебс, Суперстар, Кинк, Медной, Джаер, Грино, Чес, Трик и Хед, Ремо, Немы, разумеется ТАД целиком, можно ещё столько же имён назвать, и при этом кого-то забыть.

Из зарубежных: Dare, Mad C, Nemo, Astro, Loveletters, Represent London – это основные интересные мне шрифтовики. Из персонажников – Belin, Aryz, Macs, PixelJuice.
И вот тут точно имён 20 сходу забыл. Переизбыток материала зарубежного просто.

Как относишся к тому ,когда весь центр города рябит тэгами?
Не люблю. Всему своё место. Забивая центр города своими тегами, ты показываешь отношение к городу. Если ты его не уважаешь, ты не можешь рассчитывать на уважение к тебе горожан.
Есть один простой, но очень показательный факт – подавляющее большинство райтеров со стажем НЕ ТЕГАЮТ на улицах.

Твоя позиция и отношение к трейн райтингу?
Он есть. Это часть граффити. Большинство материала которая выдаёт эта часть граффити – мне кажется унылым гавном. По настоящему интересных трейнрайтеров можно перечислить по пальцам одной руки.

Что любишь покушать и послушать?
Балканская кухня. Греческий гирос или югославская плескавица – вот лучшая еда.
Слушаю много разной музыки. От фанка и рэпа образца 90ых, до советской эстрады.

Что бы ты посоветовал молодым граффитчикам?
Больше всего не хватает самокритики, на мой взгляд. А отсюда вытекают уже и остальные проблемы.
Побольше думать над тем, что ты делаешь.

Какие перспективы на будущее, в плане творчества?
Без понятия. Не прогнозируемо.

Повлияло ли граффити на твой стиль жизни?
Да. Иногда прихожу к мысли, что чересчур повлияло.
Хотим мы того или нет, но граффити в наших странах было и будет молодежным увлечением. Жизнь взрослого человека и граффити плохо совместимы.
Рано или поздно придётся сделать выбор. И не уверен, что он будет в пользу граффити.

Чем бы занимался если бы не граффити?
Вероятно рисовал бы что-нибудь другое.
Рисование это часть меня.

Чем увлекаешься помимо граффити?Как проводишь свободное время?
Музыка, танцы, спорт. Много читаю. Изучаю историю и политологию.

Чего хочешь добиться в граффити?
На самом деле для себя уже ничего хочу. Качественно наверное достиг своего потолка. Количественно – ещё интересно пообщаться и порисовать с разными людьми в разных странах.
Хотел бы повлиять на развитие сцены как минимум в России.
К сожалению я вижу, что без какого то внешнего направления, граффити как культура деградирует.

Каким ты себя видишь в будущем?
Не заглядываю в будущее. Жизнь отучила.
Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах.

Твоё отношение к граффити на холстах?
Спокойно. Не фанатею от этого.
Основа граффити в моём понимании это баллон и улица. Производные не так интересны.

можно ли заработать на этом?
Смотря где и смотря сколько.
Прожить на это взрослому человеку, если он не живёт в Москве или Питере практически нельзя.
Да и тут есть ньюанс – когда начинают зарабатывать, в 100 процентах случаев перестают делать граффити. Коммерческое оформление – это не граффити.

Расскажи о самом инетерсном граффити проекте в котором ты брал участие?Или хотел бы?
Книга Mad C «Street fonts». Граффити азбука от сотни разных райтеров со всего мира.
Ещё не держал живьём, но судя по превью получился очень достойный проект. Из десятка печатных в которых я участвовал – самый интересный точно.

Отношение к "околограффити" моде?
Брезгливое. Как и к любой моде.

С кем бы порисовал из зарубежных райтеров и если рисовал уже с кем-то,то с кем?
Рисовал с многими. Десятка три наберется точно.
Больше всего понравились PixelJuice (Germany), Hemper (UK), Mr. Dheo (Portugal), Macs (Italy), Rusl (Germany), Leon (Serbia), Lunar (Croatia), Nemo (Bosnia). Есть ещё такие «громкие» имена как Лумит и Порностарз – но это был скорее негативный опыт.
Хотел бы порисовать с парнями из Represent London, Mad C, с остальными чуваками из LoveLetters.
Очень жалею, что не получилось пересечься с Dare.

Как относишься к тому ,что сейчас легко преобрести любую продукцию для райтера?
Хорошо отношусь. Это же супер, когда не нужно рвать попу на крест, что бы добыть необходимые материалы или информацию. В этом причина развития граффити.
Гордится тем, как было сложно в наши былые дни – глупо.

Как считаешь помогает ли какимто образом интернет граффити культуре?
Разумеется помогает. Даёт новые ориентиры, новые стили, новые контакты.
Открывает новые горизонты фактически.
Раньше можно было сидеть на королевском унитазе в своём Урюпинске делая кривые флопы, теперь это будет сложнее. Твои зрители смогут тебя сравнить не с Васей из соседнего подъезда, а парнями из Европы, или соседнего города.
Это мощный стимул не останавливаться и не зазнаваться.
Не для всех к сожалению, но для тех кто умеет думать – точно.

Не хотел ли открыть ,модную на сегодняшний день граффити школу?)
Нет. К граффити школам отношусь положительно, но способностей преподавать граффити в себе не вижу. Потребности такой тоже не ощущаю.
Не люблю когда граффити школы открывают те кому ещё самому учиться и учиться нужно. На вскидку это половина из отечественных школ.

Предпочитаешь граффити журналы или достаточно порыться в интернете?
Для меня это немного разные вещи. Разумеется функция печатного журнала, как носителя информации в эпоху Интернета снизилась практически до нуля.
Но зато четко обрисовалась другая – журнал как селекция, отбор достойного материала.
В Интернете ты найдешь всё. В журнале – лучшее.
Я так к этому подхожу.

Что хотелось бы ждать от граффити в будущем?
Давай лучше скажу чего бы не хотелось бы.
Не хотелось бы коммерциализации граффити. В пост-советских странах это выглядит уродливо. У нас кто платит, тот ставит музыку. Это убивает граффити.

Не хотелось бы продолжающейся деградации молодых райтеров. Тёрок за моду, споты, стили, байты. Graffiti – Unite! А не наоборот, как стало сейчас.

Не хотелось бы культа кривых букв пришедшего из Москвы, который только-только начинает сдавать свои позиции, уступая здоровым европейским веяниям.

Для нас кто начинал граффити в 90ые – это позитив. Хотелось бы, что бы это оставалось в граффити главным и в будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий